Авторизация
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
Телефон горячей линии

В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:

Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - Киселева Наталья Владимировна 

тел. (3843) 73-14-80,

8 913 426 4355

Заместитель директора по учебно-воспитательной работеГильмождинова Татьяна Андреевна

тел. (3843) 73-14-80,

8 983 227 4586

Заместитель директора по безопасности  -  Райков Егор Владимирович

тел. (3843) 73-14-80,

8 951 178 2084

ПРОЕКТ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025)

4 декабря 2014 - irina

 ПРОЕКТ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025)
Введение
Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является
разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы
деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус
социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на
основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и
современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания
определены принципы субъектности воспитания, социокультурного
развития, гуманистической направленности воспитания, социальной
справедливости и равных возможностей детей при организации
воспитательного процесса, единства воспитательного пространства,
демократического управления процессом развития воспитания, программно-
целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного
становления подрастающего поколения, воспитания граждан
демократического общества, способных реализовывать свой личностный
потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и
личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу
гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
Общие положения
Прогнозирование развития российского общества невозможно без
определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании
и воспитании как подрастающего поколения, так и взрослого населения
страны. Стратегия развития воспитания является важной составляющей
инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна
определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания
подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических
и социально-политических изменений в жизни России.
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные
общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся
государственное единство, исходя из общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших
нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость
ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и
процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед
2
нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Правовая основа стратегии развития воспитания базируется на
положениях Конституции Российской Федерации, которая провозглашает
права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходит из
общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя
память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в
добро и справедливость. Также Стратегия развития воспитания основывается
развития на положениях инновационного развития нашей страны, которые
изложены в Концепции социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 г., опирается на основные идеи Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года, которая утверждает упрочение общероссийского гражданского
самосознания и духовной общности многонационального народа Российской
Федерации (российской нации).
Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-
экономического развития в условиях информационного общества.
Воспитание и уровень жизни населения как явления социальной жизни
взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидна взаимосвязь между
материальным состоянием государства, благополучием населения и
готовностью граждан к реализации новых социально-экономических
потребностей общества. В связи с этим в стратегии развития воспитания
должны учитываться социально-экономические изменения в России.
Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом,
который предполагает соответствие процесса формирования личностных
качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам
деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.
Содержание стратегии определяется в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента
Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской
Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2010-2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи
воспитания молодежи в России.
Психолого-педагогические основания стратегии учитывают
отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются
на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя
основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают
результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе
которых лежат культурно - исторический и личностно - деятельностный
подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-
смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования. Эти позиции
нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях
3
формирования воспитательных систем и воспитательного пространства,
культурологической и социально-ролевых концепциях и др.
Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе
воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление
молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию,
мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту,
самореализации в жизни, обществе и профессии.
Воспитание как стратегический приоритет
Воспитание является целевой функцией семьи, государства и
общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники,
родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных
организаций, реализующих функцию воспитания или социально-
педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.
Воспитание как педагогический компонент социализации представляет
целенаправленный процесс развития личности, основанный на
гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При
этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им
ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции
человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и
социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в
различные виды социальных отношений.
При этом решаются две группы задач: социальной адаптации и
социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает
активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а
социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя,
устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует
представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации
человека является социальная активность – реализуемая готовность к
социальным действиям, которая проявляется в сферах.
Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности,
предполагает количественные и качественные новообразования в человеке и
направлено на реализацию его потенциальных возможностей.
Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает
формирование у детей способности к самостоятельному освоению
социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.
Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом
нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальные
цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах
воспитательной деятельности. Таким идеалом является свободный,
ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной
4
среды, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Цель, задачи и основа стратегии
Цель Стратегии – развитие на межведомственной основе в период
до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской
Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской
идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ
общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное
духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в
мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций
многонационального народа Российской Федерации, межкультурного
понимания и уважения, осознания своей человеческой общности,
ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира
вокруг себя.
Основа Стратегии – базовые национальные ценности российского
общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой
Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода
совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-
психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
• образование – знание, компетентность, самоопределение и
самореализация в образовании, накопление человеческого капитала,
образование в течение всей жизни;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере,
духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как
часть сложной картины мира современного человека, толерантность,
формируемая на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,
этическое развитие;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество;
5
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание.
Задачи стратегии:
- консолидировать российское общество; повысить доверие граждан к
друг другу, обществу и государству, к собственному будущему и будущему
России;
- обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на
основе повышения уровня социальной и правовой ответственности
родителей за воспитание детей, формирования их педагогической, создание
благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия
семьи, образовательных организаций и других социальных институтов;
- повысить эффективность воспитательной деятельности
образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного,
профессионального образования и социально-педагогической поддержки
позитивной социализации детей и молодежи;
- создать стабильную систему социально-педагогической поддержки
уязвимым категориям детей, подростков, молодых людей, способствующую
их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы
инклюзивного образования, технологии формирования доступного и
безопасного воспитательного пространства
Приоритеты государственной политики развития воспитания
- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка,
подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное
самоопределение;
- интеграция программ воспитания в основные виды деятельности
обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из
базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании
образования;
- сбережение и укрепление физического, психического, социального и
духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового
наследия, овладение духовными ценностями и культурой
многонационального народа Российской Федерации, реализация права на
изучение родного языка;
- создание условий для достижения профессионализма, высокой
квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка,
молодого человека и социально-педагогической поддержки их семей;
- развитие социально-педагогического партнерства субъектов
воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки,
семьи, традиционных религиозных и общественных организаций,
организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в
совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего
поколения граждан России.
6
Воспитание в XXI веке
Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху
Новые способы обработки и передачи информации с помощью
Интернета является достижением человеческого разума. Получение и
усвоение информации представляет собой важнейшее средство для
осуществления целей, сформулированных самим человеком.
Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий
внутренней свободы, который осознает себя хозяином своей судьбы и
поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор
которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою
неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою
нишу в условиях реального существования.
Свободный ответственный гражданин имеет духовно-нравственную
основу существования, поскольку доминирующие нравственные ценности и
регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют
его активность.
Семья как ведущий институт воспитания
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка,
помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений,
накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек,
отношений.
Последовательное укрепление социально-педагогических отношений
семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:
- государственная поддержка семейного воспитания, включающая
разработку системы мер по повышению социального статуса семей с детьми,
по обеспечению материального благополучия в семье, создание правовых
основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав
ребенка в семье, созданию условий для участия семьи в воспитательной
деятельности образовательных организаций и других социальных
институтов;
- расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного
образовательного туризма в каникулярное время;
- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;
- поддержка активного участия родителей в реализации
воспитательных программ образовательной организации.
Воспитание гражданина
В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России
невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования
уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение
современных программ гражданско-патриотического воспитания,
7
направленных на формирование российской гражданской идентичности,
культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и
межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и
позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и
молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и
участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически
организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно-
нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия
обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы
общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа
Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом
духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе
социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-
смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать
и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего
– выбор духовно-нравственного поколения.
Воспитание как позитивная социализация и развитие личности
Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует
параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных
факторов. Воспитанию присущи следующие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и
практическое создание условий их проявления и развития;
- использование положительных факторов в развитии качеств
личности;
- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по
возможности) негативных средовых влияний;
- развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных
сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической,
конструктивно-технической и т.д.
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной
деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в
уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности
детских самодеятельных объединений.
В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей
мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей,
интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а
также для поддержки талантливых и одаренных детей.
8
Воспитание и профессиональный выбор
В профессиональной образовательной организации происходит
формирование профессиональной идентичности, понимания себя в будущей
профессии, понимания своего собственного значения в решении
производственных и экономических задач. В образовательной организации
среднего и высшего образования происходит понимание молодым человеком
собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов.
Выбор профессиональной деятельности во многом способствует тому, что
человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной
самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя
деятельности.
Предлагаемые меры
1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного
воспитания, педагогическое просвещение.
Одной из существенных составляющих воспитания и социализации
обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей
(законных представителей).
Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку
семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности
родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и
других субъектов воспитания.
К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы
поддержки семейного воспитания выступают:
- выработка эффективных методов повышения педагогической
культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- непосредственное информирование родителей специалистами
(педагогами, психологами, врачами и т.п.);
- организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для
согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению
конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем.
2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в
системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования
детей.
Воспитание в дошкольных образовательных организациях
предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития; построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования; содействие и
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с
9
семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства; формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития); учет
этнокультурной ситуации развития детей.
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и
внеурочной деятельности в образовательных организациях должны
формироваться личностные результаты образовательной деятельности,
которые предполагают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-
смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме.
3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.
- повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;
- обновление содержания и структуры воспитания на основе
отечественных традиций и современного опыта;
- реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-
нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного
опыта духовно-нравственного воспитания;
- разработка эффективных технологий межведомственного и сетевого
взаимодействия социальных институтов воспитания в обеспечении
сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;
- повышение роли научно-теоретического знания в эффективном
решении актуальных проблем.
4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов
(СМИ и Интернет):
- разработка концепции и поддержка социальной рекламы стратегии
развития воспитания в Интернете;
- принятие пакета программ формирования культуры пользования
Интернетом, профилактики компьютерной игровой зависимости у детей и
подростков, в том числе – мер, направленных на расширение
законодательной базы, экономического и налогового стимулирования
разработчиков компьютерных игр с целью обязательного внедрения
характеристик игр, препятствующих формированию компьютерной игровой
зависимости;
10
- введение государственной системы психолого-педагогической
экспертизы и сертификации компьютерных игр, обучающих программ,
электронных учебников;
- обеспечение подготовки специалистов по проблемам
медиаобразования; обобщение и распространение технологий
медиаобразования в воспитании.
5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и
организаций.
Реализация стратегии развития воспитания предполагает
формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и
молодежных общественных объединений с образовательными
организациями общего, профессионального и дополнительного образования.
В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и
молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный
потенциал через следующие позиции:
- в цели – выход на защиту социальных прав детей;
- в содержании деятельности – использование вариативно-
программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие
лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно - значимой
деятельности;
- в организации – свободное структурирование внешних и внутренних
связей субъектов общественной деятельности;
- в составе участников – разновозрастность.
6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.
В образовательные программы должны быть введены, как
обязательный элемент, программы воспитания профессионала
(профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей
образовательной среды, моделирующей профессиональную среду,
обеспечивающую раннее включение обучающихся в систему
профессиональных отношений, погружение в профессиональную
деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи
с осознанием ценности результатов труда, их социального значения.
Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и
сферы труда в части профессионального самоопределения обучающихся,
формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.
7. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа
жизни.
Расширение возможностей физического воспитание детей и молодёжи
должно быть направлено на поддержку физического развития детей и
молодежи, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и
укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа
жизни.
11
Включение физической культуры в специально организованный
воспитательный процесс через решение задач формирования:
- основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
- устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости,
настойчивости и др.);
- создание условий для развития интереса к успешной сдачи норм ГТО
всех возрастных групп.
8. Профессиональный и личностный рост педагога в области
воспитания.
Разработка и реализация в организациях среднего, высшего и
дополнительного профессионального образования (педагогических,
культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих
подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации для
решения задач воспитания и социализации молодежи, в том числе
использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения
профессионального и личностного роста педагога в области воспитания.
9. Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства,
семьи и воспитания.
Национальная стратегия развития воспитания предполагает проведение
исследовательской деятельности, направленной на:
- обоснование системы общественно-государственного взаимодействия
социальных институтов воспитания на основе социокультурного и
системного подходов, правового регулирования, реализации специальных
федеральных и региональных программ, системы профилактики социальных
рисков, консолидации усилий общества и государства в интересах детства;
- разработку подходов к построению индивидуальных траекторий
развития и жизненного самоопределения детей и молодёжи, качественно
нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в
образовательных организациях;
- определение ценностно-мировоззренческих основ воспитания и
социализации детей; обоснование критериев формирования ценностно-
мировоззренческой базы воспитания и социализации новых поколений на
основе интеграции и систематизации общепризнанных российских традиций
и ценностей, осмысления общенациональных и национальных особенностей
страны.
12
Глоссарий
Базовые национальные ценности – основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных,
семейных, социально-исторических, религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства. Воспитание – это социально-педагогическая поддержка
личности в сознательном построении ею своей ценностно-смысловой сферы
в соответствии с культурными нормами и традициями многонационального
народа России в различных видах деятельности.
Государственная политика в сфере воспитания – это
целенаправленная деятельность органов государственной власти по
созданию условий для свободного и сознательного духовно-нравственного
развития личности гражданина России. Государственная политика в сфере
воспитания – часть общей государственной политики модернизации России,
обеспечивающая формирование у подрастающих поколений готовности к
непрерывному личностному росту, активному участию в жизни страны,
совершенствованию социально-экономических и культурных отношений.
Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на
всех уровнях, от местных сообществ до общенационального
(государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы
как через свободно и демократически избранные органы власти и
самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым
относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а
также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает
способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так
и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы.
Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем
ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью
образования.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в
процессе социализации последовательное расширение и укрепление
ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека
оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –
педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся
базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и
13
сложную организацию. Носителями этих ценностей являются
многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья,
культурно-территориальные сообщества, традиционные российские
религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского
православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Инновационная культура – особый стиль современного
общественного сознания, основанный на знаниях, умениях и опыте
подготовки, внедрения и освоения новшеств в различных областях
социальной деятельности, формируемый ценностями и мотивами свободного
творения нового. Ценности модернизации задаются политическими
установками. Однако политические установки значимы только для
небольших социальных групп (политических и отраслевых элит), и даже у
представителей этих групп они не всегда переходят в личностные мотивы
профессиональной деятельности. Воспитание, социализация, просвещение,
социальное служение – важные компоненты инновационной культуры. С их
помощью политические установки переводятся в массовое общественное
сознание в качестве мотивов инновационного поведения человека.
Инновационное сообщество – система общественных и
государственных организаций, а также реализуемых ими программ развития
человеческого потенциала (капитала) средствами воспитания,
поддерживающая развитие инновационной экономики.
Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии,
признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех
представителей многонационального народа Российской Федерации,
гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а
также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения
конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир
включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и
других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан
других стран;
Многообразие культур и народов – культурное многообразие,
существующее в стране и мире в целом. Для России это существование,
диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв):
общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка,
этнических культур многонационального народа Российской Федерации и
глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное
многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития,
стабильности и гражданского согласия.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования,
нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение
и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной
жизни: государства, семьи, образовательных организаций, политических
партий, религиозных объединений и общественных организаций.
Национальное государство – государство с общей, контролируемой
центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей
14
территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны.
Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный
этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой
региональной спецификой.
Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми
гражданами представление о своей стране, её народе, чувство
принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной
идентичности составляют базовые национальные ценности и общая
историческая судьба.
Нация – государственно-территориальная и политико-правовая
общность, существующая на основе общих политических, историко-
культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания.
Такой общностью является многонациональный народ Российской
Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию,
включающую этнические общности, которыми в России могут называться
«нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах),
национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в
общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит
конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской
Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ
представляет собой нацию наций.
Нравственно-эстетическое просвещение – вид просветительской
деятельности, система информационно-образовательных мероприятий по
пропаганде и целенаправленному распространению национальных духовных
идеалов, нравственных ценностей, общественно одобряемый, социально
значимых моделей поведения средствами отечественного и мирового
искусства.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей
стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости
за своё Отечество, малую родину, т.е. город или сельскую местность, где
гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную
гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Полисубъектность воспитания – активное и согласованное участие в
воспитании подрастающих поколений, разработке и реализации
государственной политики в сфере воспитания всех заинтересованных
социальных субъектов: организаций общего, дополнительного,
профессионального и высшего образования, семьи, традиционных
религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта,
российской армии, профессиональных сообществ, СМИ.
Просвещение, просветительская деятельность – разновидность
неформального образования граждан, целенаправленный процесс
информирования граждан об имеющемся социально-культурном опыте (в т.ч.
опыте модернизации, развития социальных и экономических отношений,
опыте личностного саморазвития, успешной и нравственной жизни), система
информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и
15
целенаправленному распространению информации, научных знаний,
духовно-нравственных идеалов, традиционных моральных норм и
нравственных ценностей. Просвещение – важный фактор духовной
консолидации общества, необходимое условие осуществления политики
модернизации.
Развитие – процесс и результат перехода к новому, более
совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от
низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости,
сознательности, культурности и пр.
Социализация – процесс усвоения человеком знаний, норм и
ценностей, социального и культурного опыта, становления гражданина,
способного успешно жить в обществе и решать задачи его развития.
Социализация включает в себя воспитание - управляемый процесс
социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития
личности - и спонтанные социальные процессы и события, оказывающие
влияние на личность.
Социальное служение – наиболее активная, действенная часть
социализации, добровольное, сознательное участие граждан в решении
общественно-значимых задач. Социальное служение – общественный
«двигатель» процессов модернизации, генератор смыслов и мотивов участия
личности в развитии общества.
Формирование национальной идентичности – формирование у
личности представления о многонациональном народе Российской
Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
Человеческий капитал – совокупность индивидуальных и
коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и
обществу качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих
реальных возможностей.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Версия для слабовидящих