«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Ф.Шиллер
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Всестороннее развитие школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
На современном этапе возросла роль дополнительного образования и занимает особое место. С принятием новых Стандартов Образования, инициативы «Новая школа», увеличивается требования к системе дополнительного образования. В связи с этим, дополнительное образование выходит на новую ступень своего развития. Я как работник этой сферы весьма это приветствую.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
В качестве примера объединения основного и дополнительного образования можно назвать деятельность Центра детского творчества. В настоящее время Центр детского творчества является многопрофильной организацией и методическим центром по организации учебной и воспитательной работы в Краснобаковском районе как для системы общего, так и дополнительного образования. В ЦДТ открыты на сегодняшний день 43 творческих объединения с охватом 813 детей по 6 направленностям: научно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно- патриотической, социально- педагогической.
Второй год педагоги организации привлекаются школами во внеурочную деятельность. Так, на базе МАОУ СОШ №1 р.п. Красные Баки ежедневно проводятся в 1,2,3 классах занятия творческих объединений «Этикет» (педагог Лабецкая Г.Ю.), «Школа юных инспекторов движения» (педагог Хренова Л.В.)- социально- педагогическая направленность; танцевальная студия «Мир танца» (педагог Цыганова Н.В.), «Волшебная бисеринка» ( педагог Погодина Н.Ю.)- художественная направленность; «Настольный теннис» (педагог Вахрамеев Е.В.) – физкультурно- спортивная направленность; оригами (педагог Вилкова С.В.) – научно- техническая направленность.
Обучающиеся 1,2,3 классов МАОУ СОШ№2 р.п. Красные Баки занимаются творческой деятельностью в кружках «Оригами» (педагог Вилкова С.В.)- научно- техническая направленность, «Акварелька» (педагог Маякова Л.В.), «Вязание спицами и крючком» (педагог Скворцова Е.А.) - художественная направленность.
В МАОУ Ветлужской СОШ педагог Ешкалов Д.В. проводит с детьми младших классов занятия по шахматам ( физкультурно- спортивная направленность). В филиале «Вдохновение» МБОУ ДОД Центра детского творчества (МАОУ Шеманихинская СОШ) школьники начальной школы под руководством педагога Борисенко Ю.В. обучаются в кружке «Волшебный завиток» (художественная направленность). Благодаря участию во внеурочной деятельности увеличилось количество кружковцев Центра детского творчества на 244 человека.
Все творческие объединения работают на основании Договора о сотрудничестве между МБОУ ДОД Центром детского творчества и образовательными организациями. Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школах имеются необходимые условия: занятия в школах проводятся в кабинетах начальных классов, оснащённых мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, используется актовый зал МАОУ СОШ №1. Педагоги дополнительного образования ЦДТ разработали для занятий дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности с использованием инновационных технологий, в том числе, информационно-компьютерные технологии. Программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлены на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, художественное. социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающих.
Я сама, как педагог дополнительного образования, принимаю участие во внеурочной деятельности по этикету в рамках ФГОС. Имея
возможность свободного построения программ с учётом интересов детей, я выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок получил возможность реализовать свои способности и научился не отдельным умениям и навыкам, а овладел целой системой понятий, представлений, практических действий. Таким образом, дети пробуют свои силы в различных видах деятельности, учатся «примерять» свои физические и психологические качества к разным ситуациям. Это даёт им преимущество в приобретении практического опыта и овладении различными знаниями и умениями.
Таким образом, прихожу к мысли, что дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка, предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.
Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Свою роль как педагога дополнительного образования, я вижу в выполнении следующих задач:
- Использовать в образовательном процессе новые образовательные стандарты;
- Формировать систему одаренности ;
- Сохранять и укреплять здоровье обучающихся;
-Научить ребёнка учиться и творить;
-Научить ребёнка сотрудничать;
-Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.
Заключение.
Из выше сказанного видно, что дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, у него будет больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов.
Используемая литература:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Дополнительные образовательные программы по внеурочной деятельности .
5. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
педагог дополнительного образования Алиева И.Н.