Рекомендации педагогу в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя
Педагоги отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
Проведение коррекционной и поддерживающей работы.
Создание в группе эмоционального комфорта для детей.
Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
Формирование адекватной самооценки.
Формирование навыков самоконтроля.
Обучение навыкам сотрудничества.
Развитие творчества у детей.
Основная задача педагога - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;
демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
наказания или угрозы наказания.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, раздать тетради»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты, скорей всего, устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Акцентирование внимания на поступках с повышенной степенью агрессивного поведения. Техника объективного описания ситуации.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Неэффективно «чтение морали». Лучше показать ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
констатирующий вопрос («ты злишься?», «ты обижен?»);
раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть»", «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, педагог должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость проявляется только в конкретном проступке. Ребенок/подросток должен понять, что любят его, но против того, как он себя ведет.
Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.