Авторизация
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
Телефон горячей линии

В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:

Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - Киселева Наталья Владимировна 

тел. (3843) 73-14-80,

8 913 426 4355

Заместитель директора по учебно-воспитательной работеГильмождинова Татьяна Андреевна

тел. (3843) 73-14-80,

8 983 227 4586

Заместитель директора по безопасности  -  Райков Егор Владимирович

тел. (3843) 73-14-80,

8 951 178 2084

ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ

23 января 2017 - Roman

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Председатель профсоюза                                                                                                   Директор

МБОУ ДОД ДДТ№2                                                                                                                 МБОУ ДОД ДДТ№2

_____________Т.Ю. Выдрина                                                                                            ____________ Э.И. Бендер

 «____» ____________ 2016 г                                                                                            «____» __________ 2016 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ

в муниципальном бюджетном учреждении

дополнительного образования

«Дом детского творчества №2»

 

1. Общие положения

 

Настоящее Положение «О разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества №2» (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 г. №1726-р, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 г. № 1008), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»), Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ КОиН администрации г. Новокузнецка и МАОУ ДПО ИПК, Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества №2» (далее – Учреждение). Настоящее Положение регламентирует требования к разработке, порядку утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ в Учреждении.

1.1.  Дополнительная общеразвивающая программа – нормативно- управленческий документ Учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.

1.2. Дополнительные общеразвивающие программы направлены на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся в жизни и обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

 

2. Требования к разработке дополнительных общеразвивающих программ

2.1 Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно по направленностям (художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, техническая) в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности; с учетом запросов учащихся, родителей (законных представителей), потребностей социума, образовательных организаций, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

2.2 Дополнительная общеразвивающая программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).

2.3. Учреждение вправе разрабатывать и реализовывать модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские программы.  По форме организации, содержания образовательной деятельности программы могут быть предметные, комплексные, интегрированные, модульные.

2.4 Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, педагогической науки, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
  • соответствующему уровню общего образования (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего (полного) образования);
  • направленностям дополнительных общеразвивающих программ: (художественной, физкультурно-спортивной, технической, социально-педагогической, естественнонаучной, туристско-краеведческой);
  • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности обучающихся); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

 

2.5 Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

2.5.1 «Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 12 часов (на месяц), 36 часов (1 час в неделю), 72 часа (2 часа в неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю).

Срок реализация: 1 год, 2 года.

Возраст: 6-18 лет (разновозрастный).

К стартовому уровню относятся адаптированные дополнительные общеразвивающие программы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год – 72 часа (2 часа в неделю).

2.5.2 «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю).

Срок реализации: от 1 года до 3-х лет.

Возраст: 8 – 18 лет (разновозрастный).

2.5.3 «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю).

Срок реализации: от 2-х лет до 5 лет.

Возраст: 10-18 лет (разновозрастные).

2.6 Структура дополнительной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы:

-       Титульный лист;

-       Комплекс основных характеристик программы;

-       Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.

2.6.1. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

2.6.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:

Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;

- актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы

- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

- адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе;

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

- формы обучения и виды занятий (лекции, теоретические, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);

- срок освоения программы – определяется содержанием программы- количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

Цель и задачи программы:

цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;

задачи - это те конкретные результаты реализации программы; суммарным выражением которых и является поставленная цель.

Содержание программы:

- учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
       
       
       

 

- содержание учебно-методического плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоение программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.

2.6.3.Комплекс организационно-педагогических условий:

- календарный учебный график - это составная часть дополнительной  общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, дата начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется для каждой группы (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5);

- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы;

- формы аттестации/контроля – зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные индивидуально для определения результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы, отражают цели и задачи программы;

- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);

- методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);

- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав дополнительной общеразвивающей программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

- список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

 

3. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной общеразвивающей программы

 

3.1. Дополнительная общеразвивающая программа может иметь внутреннюю и внешнюю экспертную оценку (рецензию). Рецензентом дополнительной общеразвивающей программы педагога может выступить методист, педагог-новатор, заместитель директора по УВР Учреждения, преподаватели высшей школы и работники других образовательных организаций.

3.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы и Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.

3.3. Дополнительные общеразвивающие программы рассматриваются педагогическим советом и утверждаются директором.

3.4. Дополнительная общеразвивающая программа, претендующая на авторство, должна иметь лицензию специализированной организации.

 

4. Требования к реализации дополнительных общеразвивающих программ

 

4.1. Дополнительные общеразвивающие   программы   реализуются педагогами дополнительного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

4.2. При реализации дополнительных общеразвивающих программ   могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4.3. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, могут быть рассчитаны на различный срок обучения, предусматривать различные формы организации образовательного процесса и решение различных образовательных целей и задач.

4.4. Количество часов, сроки обучения определяются особенностями дополнительной общеразвивающей программы, с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

4.5. При реализации дополнительных общеразвивающих программ Учреждение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

 

5. Корректировка дополнительных общеразвивающих программ

5.1. Педагоги Учреждения ежегодно обновляют, пополняют содержание дополнительных общеразвивающих программ.

5.2. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 3.3

На основании дополнительной общеразвивающей образовательной программы педагогом дополнительного образования ежегодно разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Версия для слабовидящих