В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:
Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - Киселева Наталья Владимировна
тел. (3843) 73-14-80,
8 913 426 4355
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - Гильмождинова Татьяна Андреевна
тел. (3843) 73-14-80,
8 983 227 4586
Заместитель директора по безопасности - Райков Егор Владимирович
тел. (3843) 73-14-80,
8 951 178 2084
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профсоюза Директор
МБОУ ДОД ДДТ№2 МБОУ ДОД ДДТ№2
_____________Т.Ю. Выдрина ____________ Э.И. Бендер
«____» ____________ 2016 г «____» __________ 2016 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ
в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования
«Дом детского творчества №2»
1. Общие положения
Настоящее Положение «О разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества №2» (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 г. №1726-р, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 г. № 1008), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации»), Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ КОиН администрации г. Новокузнецка и МАОУ ДПО ИПК, Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества №2» (далее – Учреждение). Настоящее Положение регламентирует требования к разработке, порядку утверждения, реализации и корректировки дополнительных общеразвивающих программ в Учреждении.
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа – нормативно- управленческий документ Учреждения, определяющий содержание дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.
1.2. Дополнительные общеразвивающие программы направлены на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся в жизни и обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
2. Требования к разработке дополнительных общеразвивающих программ
2.1 Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно по направленностям (художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, техническая) в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности; с учетом запросов учащихся, родителей (законных представителей), потребностей социума, образовательных организаций, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
2.2 Дополнительная общеразвивающая программа, в соответствии с современным законодательством, «представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).
2.3. Учреждение вправе разрабатывать и реализовывать модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские программы. По форме организации, содержания образовательной деятельности программы могут быть предметные, комплексные, интегрированные, модульные.
2.4 Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:
2.5 Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
2.5.1 «Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 12 часов (на месяц), 36 часов (1 час в неделю), 72 часа (2 часа в неделю), 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю).
Срок реализация: 1 год, 2 года.
Возраст: 6-18 лет (разновозрастный).
К стартовому уровню относятся адаптированные дополнительные общеразвивающие программы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год – 72 часа (2 часа в неделю).
2.5.2 «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю).
Срок реализации: от 1 года до 3-х лет.
Возраст: 8 – 18 лет (разновозрастный).
2.5.3 «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 108 часов (3 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю), 324 часа (9 часов в неделю).
Срок реализации: от 2-х лет до 5 лет.
Возраст: 10-18 лет (разновозрастные).
2.6 Структура дополнительной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист;
- Комплекс основных характеристик программы;
- Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
2.6.1. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
2.6.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
- актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе;
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения и виды занятий (лекции, теоретические, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);
- срок освоения программы – определяется содержанием программы- количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Цель и задачи программы:
цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
задачи - это те конкретные результаты реализации программы; суммарным выражением которых и является поставленная цель.
Содержание программы:
- учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
- содержание учебно-методического плана – это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.
Планируемые результаты – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоение программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.
2.6.3.Комплекс организационно-педагогических условий:
- календарный учебный график - это составная часть дополнительной общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, дата начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется для каждой группы (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5);
- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы;
- формы аттестации/контроля – зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные индивидуально для определения результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы, отражают цели и задачи программы;
- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав дополнительной общеразвивающей программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
- список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
3. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеразвивающая программа может иметь внутреннюю и внешнюю экспертную оценку (рецензию). Рецензентом дополнительной общеразвивающей программы педагога может выступить методист, педагог-новатор, заместитель директора по УВР Учреждения, преподаватели высшей школы и работники других образовательных организаций.
3.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы и Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.
3.3. Дополнительные общеразвивающие программы рассматриваются педагогическим советом и утверждаются директором.
3.4. Дополнительная общеразвивающая программа, претендующая на авторство, должна иметь лицензию специализированной организации.
4. Требования к реализации дополнительных общеразвивающих программ
4.1. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются педагогами дополнительного образования как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
4.2. При реализации дополнительных общеразвивающих программ могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4.3. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, могут быть рассчитаны на различный срок обучения, предусматривать различные формы организации образовательного процесса и решение различных образовательных целей и задач.
4.4. Количество часов, сроки обучения определяются особенностями дополнительной общеразвивающей программы, с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).
4.5. При реализации дополнительных общеразвивающих программ Учреждение может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
5. Корректировка дополнительных общеразвивающих программ
5.1. Педагоги Учреждения ежегодно обновляют, пополняют содержание дополнительных общеразвивающих программ.
5.2. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 3.3
На основании дополнительной общеразвивающей образовательной программы педагогом дополнительного образования ежегодно разрабатывается индивидуальный учебно-тематический план, который является нормативным документом при организации образовательного процесса и ведения журнала учета рабочего времени педагога.
Нет комментариев. Ваш будет первым!