1. Каков был замысел занятия и почему?
- Каково место занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие занятия, темы, разделы? Как были учтены особенности занятия, его специфика? Как был определен тип занятия и почему?
- Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к занятию и почему? Какие задачи ставились на занятии, решались и почему?
- Почему была избрана именно такая структура занятия?
- Обоснование хода занятия, деятельность педагога и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое содержание методов, средств и форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на занятии? Как осуществлялось управление учебной деятельностью детей (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками и почему)?
- Какие условия были созданы для проведения занятия (учебно–материальные, психологические, гигиенические, эстетические). Как осуществлялась экономия времени?
2. Были ли отклонения от этого плана в ходе занятия, если да, то почему?
3. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка занятия.
4. Каковы причины неудач и недостатков проведенного занятия?
5. Каковы выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?
Схема самоанализа занятия
1. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе. Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие? В чем его специфика?
2. Какова характеристика реальных возможностей учащихся данной группы? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании занятия? Осуществлялся ли опир на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи я решаю на занятии:
а) общеобразовательные;
б) воспитательные;
в) развивающие (что)?
Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учитывалась в задачах особенность групп и отдельных подгрупп детей?
4. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время закрепления ранее изученного и опроса нового материала (если занятие комбинированное)? Логическая связь между различными этапами занятия.
5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного или показанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
6. Какое сочетание форм обучения было выбрано мною для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
8. Как использовался на занятии учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
9. За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявлялась культура общения с группой? Как было реализовано мое воспитательное влияние как личности преподавателя?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего занятия?
11. Как я как педагог поведу себя в критической ситуации? Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения занятия?
12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то какие и почему?