Открытые занятия и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике необходимо различать открытые и обычные занятия. Открытое занятие, в отличие от обычного, – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам или родителям свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое занятие – средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим занятие. Формулировки методической цели разнообразны:
- «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач»;
- «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
Требования к подготовке и проведению открытых занятий
1. Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно- методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно- воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
2. Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов.
3. Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру.
4. Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
5. Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
6. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно- воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
7. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.
8. Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися; учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
9. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 педагогов. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для педагога, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям.
10. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение тем.
11. Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же группой. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят учащихся к занятию, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого занятия. Отметим, что здесь речь идет не о занятиях, к которым учащиеся должны подготовить сообщения, доклады, творческие работы и т.п.
12. Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого занятия. Это подготовит учащихся к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.
13. Открытые занятия проводятся в соответствии с планом методической работы учреждения и методических объединений. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.
14. Нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий. Нежелательно проведение нескольких открытых занятий в одной и той же группе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся, и педагоги.
Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых занятий входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.