В четверг с 13:00 по 17:00 часов на вопросы отвечают:
Директор МБУ ДО "Дом детского творчества №2" - Киселева Наталья Владимировна
тел. (3843) 73-14-80,
8 913 426 4355
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - Гильмождинова Татьяна Андреевна
тел. (3843) 73-14-80,
8 983 227 4586
Заместитель директора по безопасности - Райков Егор Владимирович
тел. (3843) 73-14-80,
8 951 178 2084
Рассмотрим специфику использования дистанционной формы обучения применительно к педагогам, которая предусматривает особый отбор и структурирование содержания обучения в зависимости от выбранной модели.
Особенностями взаимодействия участников учебного процесса в дистанционной форме обучения являются совместные виды деятельности в группах сотрудничества, систематические обсуждения сложившейся группой проблем, возникающих и рассматриваемых в ходе вебинара, семинара или конференции в интерактивном режиме: в форуме, чате, видеоконференции.
Это - специфичный учебный процесс, который строится в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется, как и любой другой, средствами интернет- технологий, видеоконференций, интерактивного телевидения и другими интерактивными средствами.
Дистанционное обучение как компонент системы непрерывного образования педагога предполагает использование таких педагогических технологий, которые успешно реализуются как в системе очного, так и в системе дистанционного обучения с учётом специфики каждой формы.
Педагогические технологии - это целенаправленное, последовательное описание деятельности для достижения поставленных дидактических целей. Они отражают взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения, то есть организацию познавательной деятельности.
Согласно гуманистической педагогике современными педагогическими технологиями принято считать:
Рассмотрим специфику разных педагогических технологий в дистанционной форме обучения.
Обучение в сотрудничестве - это одно из основных положений гуманистической педагогики. Учебный процесс строится на общении и сотрудничестве обучающихся между собой и с преподавателем (лектором). Это обучение в малых группах, где совместно решаются дидактические задачи согласно логике познавательной деятельности: ознакомление с новым материалом, его осмысления, усвоение и применение для решения конкретных задач.
Сетевой преподаватель формирует малые группы (3-4 человека) с учётом способностей учащихся, их пожеланий и психологической совместимости. Желательно формировать группы так, чтобы в одной группе были учащиеся с разными способностями с целью взаимопомощи и обучения в ходе совместной деятельности. Возможность виртуального общения участников учебного процесса исключает ощущение одиночества. Общение через Интернет чаще всего происходит в письменном виде. Письменная речь отличается от устной тем, что есть время на обдумывание отдельных вопросов, на более тщательное формулирование своих мыслей, требует ясности и лаконичности (например, общение в чате) и способствует формированию критического мышления.
Дискуссия. Проблемная направленность обучения в гуманистической педагогике предполагает умение вести дискуссии на разных уровнях. Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу.
Участие в дискуссии - сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно- ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии должны быть хорошо осведомлены в предмете дискуссии, иметь навыки общения в группах, обладать коммуникативными умениями, быть толерантным к чужому мнению, уметь принимать совместные, коллективные решения. Роль преподавателя должна быть направлена на стимулирование самостоятельных мыслей участников дискуссии. Существенную роль играют наводящие вопросы. Очень важными для всех участников дискуссии являются коммуникативные умения: поддерживать дискуссию, уважительно принимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать собственную. Существуют определённые правила ведения дискуссии:
Для проведения дискуссии выделяется специальный форум или специальная веб-страница, где мнения всех участников обсуждения находятся в постоянном доступе малой группы и преподавателя либо всех участников учебного процесса. В чате можно обсудить какой-то конкретный вопрос, требующий оперативного обмена мнениями.
Если дискуссия проводится в модели интеграции очного и дистанционного обучения, то подготовительная работа (поиск информации, обсуждение в малых группах сотрудничества в малых форумах, консультации с преподавателем, выполнение отдельных заданий) проводить целесообразно в дистанционной форме, а заключительную, итоговую дискуссию - на очном занятии, если есть такая возможность.
В том случае, когда обучение организовано по сетевой модели, то дискуссия проводится в форуме (чате). Задания, рекомендации, советы, памятки размещаются на доске объявлений преподавателем. Вся работа ведётся строго по графику, который размещён на доске объявлений и по которому отслеживается активность каждого участника дискуссии в автоматическом режиме.
Аналогично проводятся дискуссии и в других моделях дистанционного обучения, но с учётом особенностей каждой модели.
Ролевые и деловые игры в Интернет-обучении
Ролевая и деловая игра могут использоваться как самостоятельные методы, так же, как и дискуссии, или в качестве компонента другого метода (метод проектов). Ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко вникнуть в суть проблемы, "прожить" в своём персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из неё.
Деловая игра позволяет формировать необходимые профессиональные качества, самостоятельное мышление, принимать взвешенные грамотные решения. Ролевая игра построена на ролях, не обязательно связанных с какой-либо профессией. Она может моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации. Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условиях.
В условиях дистанционного обучения игровой средой становится Интернет, а общение - виртуальным. Для использования ролевых и деловых игр в Интернет-обучении требуется специальная веб-страница, на которой размещаются все необходимые материалы. В ролевых и деловых играх широко применяются on-line конференции, а также чат. Видеоконференция даёт возможность в режиме реального времени смоделировать ту или иную ситуацию. В ходе видеоконференции не исключается применение информационных технологий для показа видеоклипов или прослушивания аудиофайлов. При модели интеграции очного и дистанционного обучения игру рекомендуется проводить в аудитории, а интернет-технологии использовать в период подготовки к игре, используя интернет-ресурсы для поиска информации; форум, чат, блоги, wiki - для общения.
Ситуационный анализ в Интернет-обучении
Ситуационный анализ - один из проблемных методов обучения. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Проблемная ситуация представлена в виде текста, действующие лица взяты из реальных, жизненных ситуаций с конкретными именами и судьбами. Нужно понять, почему они попали в ту или иную ситуацию. В педагогическом словаре даётся такое определение метода ситуационного анализа: метод обучения, который наиболее часто применяется в бизнес-образовании, значительно повышает степень освоения материала и используется как элемент деловой игры и мозгового штурма.
Основная цель ситуационного анализа - научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения. Метод ситуационного анализа применяется и в дистанционном обучении. Сама ситуация размещается на специальной веб-странице, организуется чат для обозначения проблемы, можно использовать и видеоконференцию, но с обратной связью (телемост). Необходимо выяснить какие знания потребуются учащимся для обсуждения возникших проблем и где эти знания можно почерпнуть (указываются адреса сайтов или других источников информации). Такие дискуссии, построенные на конкретных ситуациях, с конкретными судьбами людей, позволяют глубже прочувствовать то или иное понятие.
Метод проектов в Интернет-обучении
Проектная деятельность широко распространена в образовании, как в очном обучении, так и в дистанционном. Рассмотрим общие положения использования данного метода, разработанные Е.С. Полат.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности. Метод проектов предусматривает применение полученных теоретических знаний, данных наблюдений, лабораторных и экспериментальных работ в создании конкретного продукта и его защиты в процессе презентации и дискуссии. Проект предусматривает исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую и деловую игру.
В дистанционном обучении используются телекоммуникационные проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников проекта, разделённых между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации. Деятельность участников проекта имеет общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы и направлена на достижение совместного результата.
Телекоммуникационные проекты могут быть межшкольными, межрегиональными (в пределах одной страны), а так же международными, которые проводятся на иностранном языке и предусматривают знания культурных особенностей страны партнёра. При организации проекта в очном или дистанционном обучении важно предусмотреть последовательность действий:
В завершении работы над проектом предполагается внешняя экспертиза, оценка проделанной работы, формулировка выводов и, если необходимо, выдвижение новой проблемы, вытекающей из полученных результатов.
В телекоммуникационном проекте интернет-обучения участники проекта не знают и не видят своих партнёров. При формировании малых групп предусматривается возможность знакомства участников друг с другом, используя представительские письма, фотографии, анкеты, регистрационные бланки. Взаимодействие участников проекта осуществляется посредством электронной почты, чата, форума. По мере накопления данных координатор проекта организует общее обсуждение проблемы, для этих целей открывается телеконференция, проводится дискуссия или круглый стол off-line.
Участники совместной проектной деятельности должны владеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, делать выводы, обобщать, проводить наблюдения, выполнять практические работы, эксперименты.
"Портфель ученика"
"Портфель ученика" - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии. Технология "Портфель ученика" означает "сформировать способность к самооценке", то есть:
Понятие самооценки шире понятия самоконтроля и самопроверки. "Портфель ученика" - это инструмент самооценки собственного познавательного творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, который предусматривает:
Для организации такой работы в дистанционной форме для каждого ученика предусматривается собственная веб-страничка, которая и будет его "портфелем". Обучающийся отбирает в своё "досье" работы, выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, тесты, методические разработки, статьи, рефераты и т.д.). Главное в такой работе - самооценка педагога в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
Педагог может представить свой материал всей группе на оценку, приглашая их на свою страничку, раскрыв пароль. Подходы к созданию "портфеля" могут быть разными, главное, что слушатели таких курсов учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей.
Выбор методов и приёмов обучения дистанционно соответствует выбранной концепции и целям обучения, а также модели дистанционного обучения. Современные педагогические и информационные технологии обеспечивают содержание интернет-обучения. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии тесно взаимосвязаны при осуществлении учебного процесса в дистанционной форме.
Соответствие педагогических и коммуникационных технологий
в дистанционном обучении
Педагогические технологии | Коммуникационные технологии |
Обучение в сотрудничестве, малые группы сотрудничества | Форум, чат, электронная почта, блоги |
Дискуссии | Форум, чат, блоги, видеоконференция |
Ролевые и деловые игры проблемной направленности | Форум, чат, теле- и видеоконференции, система skype |
Ситуационный анализ | Чат, форум, телеконференция |
Метод проектов | Форум, электронная почта, веб-квест, блоги, вики, интернет-ресурсы |
«Портфель ученика» | Гипертекст, мультимедиа, электронная почта, форум, личная веб-страничка |
Мозговой штурм | Чат, видеоконференция, система skype |
Лекция | Гипертекст, презентации, мультимедиа, видеоконференция, система skype, аудиолекция, телевизионная лекция |
Сетевой преподаватель обычно учитывает приведённые соответствия при планировании и проведении учебных занятий в дистанционной форме обучения, для этого он должен хорошо владеть методикой проведения дискуссий, ролевых и деловых игр в сети, организации и проведения таких видов деятельности в сети, как мозговой штурм, электронная лекция, лабораторная или практическая работа, телеконференция, видеоконференция, тематический семинар и т.д.
Литература
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2002.
2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. Издательский центр "Академия", 2006. - 400 с.
Интернет-источник: HTTP://WWW.ICT.EDU.RU/VCONF/INDEX.PHP?A=VCONF&C=GETFORM&D=LIGHT&ID_SEC=224&ID_THESIS=7959&R=THESISDESC
Нет комментариев. Ваш будет первым!