Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации.
Педагоги дополнительного образования, особенно начинающие, часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определения его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Виды учебных занятий
В учебном занятии представлены следующие элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их сочетания. Но главное требование к занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- собственно обучающие,
- общеразвивающие,
- воспитательные.
Собственно обучающие занятия преследуют обучающие цели: научить чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по предмету. Это учебные занятия:
- по передаче знаний,
- по осмыслению и их закреплению,
- по закреплению знаний,
- по формированию умений и применению знаний на практике /практические/,
- тренировочные занятия /отработка навыков, умений/,
- по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определённых личностных качеств детей. К таким занятиям относятся занятие-диспут, экскурсия, занятие-викторину, различные творческие, нетрадиционные формы.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение их к нравственным и культурным ценностям. Это «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства»,
«Интеллектуальные турниры» и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются тем, что обучение не носит специально организованный характер и не обязательно связан с изучаемым предметом.
Чаще всего занятие детского коллектива трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия педагогом решаются как обучающие, развивающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Такие занятия называются комплексно- развивающие.
Этапы учебного занятия:
Педагог дополнительного образования должен уметь структурировать занятие, определять его этапы, задачи и содержание каждого из них.
Учебное занятие любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.
Классификация учебных занятий
Компетентный педагог д/о должен уметь правильно ставить цели.
Цели - это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.
Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приёмы работы педагога и воспитанников зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состав группы и опыта их творческой деятельности.
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. По дидактической цели классифицировать занятия можно следующим образом:
- изучение и первичное закрепление новых знаний,
- закрепление знаний и способов деятельности,
- комплексное применение знаний и способов деятельности,
- проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.
Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и детей.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников учебно- воспитательного процесса работать через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех детей и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.
Основные требования к построению современных учебных занятий:
- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей.
- Целесообразное расходование времени занятия.
- Применение разнообразных педагогических средств обучения.
- Личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками.
- Практическая значимость полученных знаний и умений.
Алгоритм подготовки учебного занятия:
- Анализ предыдущего учебного занятия.
- Моделирующий:
- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения,
- обозначение задач учебного занятия,
- определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного,
- определение вида занятия,
- определение типа занятия,
- продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия,
- подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
- Обеспечение содержания учебного занятия:
- самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/,
- обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д.,
- материально-техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д./.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Структура:
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Мотивация. Целеполагание.
Организация восприятия. Осмысление.
Первичная проверка понимания.
Организация первичного закрепления.
Анализ. Рефлексия.
Нетрадиционные формы проведения занятий:
Лекция, семинар, экскурсия, мастер-класс, устный журнал, сказка, телепередача.
Тип занятия: Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности.
Дидактическая цель: Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
Структура:
Оргмомент. Мотивация. Актуализация знаний и способов действий. Конструирование образца применения знаний. Самостоятельное применение знаний. Контроль и самоконтроль. Коррекция. Рефлексия.
Нетрадиционные формы проведения занятий:
Игра-путешествие, семинар, консультация, «Лото», деловая игра.
Тип занятия: Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.
Дидактическая цель: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения уч-ся знаний и способов деятельности.
Структура:
Оргмомент. Целеполагание. Мотивация. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. Самостоятельное применение знаний /упражнений/ в сходных и новых ситуациях.
Самоконтроль и контроль. Коррекция. Рефлексия.
Нетрадиционные формы проведения занятий:
Литературная гостиная, музыкальная гостиная, викторины / «Что, где, когда?», «Счастливый случай» и т.д.
Тип занятия: Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Дидактическая цель: Организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности.
Структура:
Оргмомент. Целеполагание. Мотивация. Анализ содержания материала. Выделение главного. Обобщение и систематизация. Рефлексия.
Нетрадиционные формы проведения занятий:
Посиделки, ринг, сюжетно-ролевая игра.
Тип занятия: Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знания способов деятельности.
Дидактическая цель: Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности детей /контроль /. Организовать деятельность детей пот коррекции своих знаний и способов деятельности.
Структура:
Оргмомент. Мотивация. Самостоятельное выполнение заданий. Самоконтроль. Контроль. Анализ. Оценка. Коррекция. Рефлексия.
Нетрадиционные формы проведения занятий:
Турнир мастерства, урок-концерт, вернисаж.